Главная » Кредит с залогом и без залога

Договор о межбюджетной ссуде

§ 2. Договор межбюджетной ссуды

Договор межбюджетной ссуды опосредует кредитные отношения, возникающие между различными видами вышестоящих и нижестоящих местных бюджетов, представленных соответствующими государственными органами. В бывшем СССР межбюджетное кредитование имело довольно ограниченную сферу применения, поскольку считалось, что основной метод распределения бюджета (как денежного фонда) заключался в безвозвратном предоставлении денег из него если же возникала необходимость в оказании финансовой помощи какому-либо местному бюджету, то в выделении ему денег из вышестоящего бюджета в виде дотации. Однако в 1961 году возможность межбюджетного кредитования была предусмотрена сначала в РСФСР,[150] а в 1991 году и в Казахстане.[151]

Суть этого кредитования изложена в ст. 16 упомянутого Закона Республики Казахстан: «В случае временных кассовых разрывов при исполнении бюджета местный Совет народных депутатов может обратиться с просьбой к вышестоящему Совету народных депутатов о выделении ему временной ссуды, которая должна быть погашена в установленные сроки в пределах текущего бюджетного года».

Для анализа природы данного кредитования выделим следующие вопросы:

1) являются ли эти отношения финансово-экономическими

2) являются ли эти отношения договорными

3) если да, то какой договор здесь имеет место: гражданско-правовой или финансово-правовой.

Отметим, что скорее всего в силу нетипичности и редкой употребляемости этих ссуд они как-то выпали из внимания как цивилистов, так и представителей финансовой правовой науки. Во всяком случае, в отечественной юридической литературе ни сколько-нибудь серьезного анализа, ни даже просто упоминания о них нам не встречалось.

Отвечая на первый вопрос, следует сказать, что данные отношения со всей очевидностью необходимо признать финансово-экономическими. Во-первых, движение денег осуществляется в рамках бюджетной системы, для вышестоящего бюджета оно выражает акт распределения данного государственного денежного фонда, а для нижестоящего – его формирования. Во-вторых, субъектами данного отношения выступают государственные органы, движимые возложенной на них государством обязанностью обеспечения сбалансированности бюджетов, где предоставление денег выступает методом бюджетного регулирования.

В-третьих, выдача указанных ссуд представляет собой способ покрытия временных кассовых разрывов, образующихся при исполнении местных бюджетов в тех случаях, когда эти разрывы не покрываются полностью за счет заложенного в бюджете фонда оборотной кассовой наличности либо за счет остатков бюджетных средств прошлых лет. Поэтому данные операции рассматриваются в экономической науке и как элемент бюджетной деятельности государства в частности, и как элемент государственного финансового планирования вообще.[152] Все это означает, что возникающие при выдаче этих ссуд общественные отношения с точки зрения их экономического содержания являются финансовыми, а точнее, их разновидностью – бюджетными.

Не вызывает, думается, сомнения и то, что данные отношения носят договорный характер: налицо типичный договор займа со всеми присущими ему элементами (заимодавец и заемщик, их волеизъявления в виде оферты и акцепта, соглашение сторон по поводу условий предоставления денег по их сумме и срокам возврата и т. д.).

Какой же договор опосредует эти отношения: гражданско-правовой или финансовый? Начнем с того, что сторонами в настоящем договоре выступают вышестоящий и нижестоящий представительные органы, т. е. государственные органы связаны определенной соподчиненностью. Это во-первых. Во-вторых, само данное отношение, как было выяснено выше, является бюджетным. И любого из названных признаков достаточно, чтобы эти отношения в силу Гражданского кодекса невозможно было признать гражданско-правовыми: согласно указанному кодексу, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим бюджетным отношениям, гражданское законодательство не применяется. Более того, Гражданский кодекс, говоря об имущественных отношениях как предмете гражданского законодательства, прямо предусматривает, что им «регулируются товарно-денежные и иные основанные на равенстве участников имущественные отношения». Здесь же опять-таки нет ни того, ни другого: регулируемое отношение является не товарно-денежным, а финансово-экономическим говорить же о равенстве в условиях, когда сторонами выступают вышестоящий и нижестоящий представительные органы, также не приходится. Кстати, источником правового регулирования данного отношения выступает правовой акт (а именно Закон «О бюджетной системе Республики Казахстан»), финансово-правовая принадлежность которого сомнения не вызывает.

К сказанному можно добавить, что договор, опосредующий данную ссуду, по своим юридическим признакам существенно отличается от схемы гражданско-правового договора займа. Так, если государственные юридические лица в гражданско-правовом отношении всегда выполняют функцию хозяйствующего субъекта, то здесь сторонами выступают органы, призванные в силу своего назначения выполнять функцию государства. Здесь хотелось бы обратить внимание на следующий – весьма, по нашему мнению, тревожный симптом: дело в том, что в последнее время, на волне стихийного развития рыночных отношений, наблюдается определенная коммерциализация деятельности государственного аппарата, захватившая своей мутной волной не только хозяйственные структуры, но и органы государственного управления и даже – что совершенно недопустимо – представительные органы. Поэтому предоставление межбюджетной ссуды ни в коем случае не должно носить характера коммерческой сделки, преследующей цель – извлечение дохода в пользу заимодавца, что привело бы к искажению самого назначения данного института (бюджетное кредитование переродилось бы в коммерческое), но и к искажению назначения субъектов, осуществляющих данное кредитование (представительные органы государства переродились бы в субъектов предпринимательской деятельности). Исказилось бы и назначение бюджетов как государственных денежных фондов: вместо того чтобы быть источником финансирования расходов, связанных с реализацией государством своих функций, они превратились бы в источник извлечения прибыли.

Возвращаясь к вопросу об отличиях гражданско-правового договора займа, где заимодавцем выступает государственный субъект, от договора межбюджетной ссуды, можно отметить и то, что в первом договоре заимодавец действует на основе права хозяйственного ведения (реже – права оперативного управления), во втором – на основе права собственности (конкретнее – того вида государственной собственности, которая в республике именуется «собственность административно-территориальных единиц»).[153] Гражданско-правовой договор займа может быть заключен на какой угодно срок, и деньги могут быть предоставлены на какие угодно цели, здесь же – на срок в пределах бюджетного года и в случаях временных кассовых разрывов.

Все сказанное дает нам основание признавать договор межбюджетной ссуды финансово-правовым договором.

Кстати, то, что эти отношения регулируются нормами финансового права, отмечают и ученые тех стран, где данный вид кредитования применяется. Так, Н. Вачев (Болгария) писал: «Временные ссуды (они являются обычно беспроцентными), которые выдаются из республиканского бюджета как временная финансовая помощь окружным народным советам, регулируются финансовым правом».[154]

Рассматриваемые ссуды были не особенно типичны для финансовой деятельности. Применялись они, прямо скажем, редко. Но их финансово-правовая природа настолько очевидна и признать их гражданско-правовыми настолько трудно (в цивилистической литературе мы не встретили даже упоминания о данных договорах), что они, по нашему мнению, выступают как неопровержимый факт реального существования финансово-правового договора и, в принципе, дают основание прийти к выводу, что финансовое право, наряду с односторонне-властным, применяет в некоторых случаях и такой метод правового регулирования, как договорный. Поэтому-то мы и начали рассмотрение финансовых договоров именно с этого договора.

В заключение следует отметить, что, видимо, следует ожидать некоторого расширения сферы применения данного договора. Во-первых, представляется необоснованным его ограничение лишь случаями возникновения временных кассовых разрывов: почему бюджет не может взять у другого бюджета деньги взаймы на цели, скажем, финансирования капитального строительства? Почему срок предоставления ссуды ограничен бюджетным годом? Берет же бюджет деньги взаймы посредством того же государственного займа, о котором речь пойдет ниже, на более длительный срок, к чему все привыкли и чего никто не боится! Вполне допустимы, на наш взгляд, и горизонтальные договоры межбюджетного кредитования, т. е. когда деньги берутся взаймы не у вышестоящего бюджета, а у одноуровневого.

Но при всех обстоятельствах эти ссуды должны осуществляться в рамках финансовой деятельности, а не вырождаться в коммерческую деятельность трансформировавшихся в предпринимателей органов государственной власти.

Примечания:

150 См. ст. 76 Закона РСФСР от 16 декабря 1961 г. «О бюджетных правах Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, Автономных Советских Социалистических Республик и местных Советов народных депутатов» // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1961, № 48. Ст. 674. 151 См. Закон Республики Казахстан от 17 декабря 1991 г. «О бюджетной системе Республики Казахстан» // Ведомости Верховного Совета Казахской ССР, 1991, № 51. Ст. 624. 152 См. напр. Павлов B. C. Финансовые планы и балансы в системе экономического планирования. М. 1978. С. 156–157. 153 См. Закон Республики Казахстан от 15 декабря 1990 г. «О собственности» (в редакции от 9 апреля 1993 г.). 154 Вачев Н. Финансовое право Народной Республики Болгарии. В сб. «Финансовое право европейских социалистических стран». М. 1976. С. 29.

РАСПРОДАЖА старинных книг из фонда Библиотеки - подробнее

Скоро: доступ к каталогу только после регистрации на сайте - Регистрация

Репринты старинных книг - в интернет-магазине BIBLIARD.RU:
Казенные палаты и подведомственные им учреждения в России: История и современное устройство их, в связи с кратким изложением устройства государственного управления вообще, бюджетной системы и организации правительственных касс / Козловский Я.И. нач. Отд-ния Лифлянд. казен. палаты. – Рига: Типо-лит. В.П. Матвеева, 1901. – 878 с. Подробнее.

Избранные труды по финансовому праву / Худяков А.И. - С.-Пб. Изд-во "Юрид. центр Пресс", 2010. - 472 c.

Худяков А.И.
Избранные труды по финансовому праву

Тип. Издание
Автор. Худяков А.И.
Издательство. Изд-во "Юрид. центр Пресс"
Место издания. Санкт-Петербург
Количество страниц. 472
Год издания. 2010 г.


Возможно, мы продаем
это издание - проверить

Оглавление:


Вступительные статьи. 9
Сулейменов М.К. Алексей Худяков - основоположник науки финансового права
в Казахстане. 11
Карасева (Сенцова) М.В. Научное наследие профессора Алексея Ивановича
Худякова. 20
Порохов Е.В. Алексей Иванович Худяков (1940-2009 гг.) и целая
научная эпоха. 35
Предисловие. 41
Основы теории финансового права. 43
Введение. 45
Глава I. Понятие и предмет финансового права. 51
§ 1. Финансовая деятельность государства как сфера финансового права. 51
§ 2. Понятие финансового права и его предмет. 81
§ 3. Место финансового права в системе права. 101
Глава II. Финансовые правоотношения договорного типа. 113
§ 1. Теоретические основы финансового договора. 113
§ 2. Договор межбюджетной ссуды. 126
§ 3. Договоры государственного займа. 131
§ 4. Договор банковского счета. 158
§ 5. Договор ведомственной ссуды. 171
§ 6. Договоры государственного кредитования. 184
§ 7. Общая характеристика финансового договора. 210
Глава III. Теоретические проблемы системы финансового права. 215
§1. Критерии формирования системы финансового права. 215
§ 2. Бюджетное право. 252
§ 3. Финансово-банковское право. 278
§ 4. Финансово-страховое право. 288
§ 5. Финансово-хозяйственное право. 299
Заключение. 315
Правовые основы государственного и муниципального кредита. 319
§ 1. Понятие государственного и муниципального кредита. 321
§ 2. Государственное (муниципальное) заимствование. 333
§ 3. Государственное (муниципальное) кредитование. 357
Понятие, предмет, система и методы финансового права. 367
К вопросу о предмете и понятии советского финансового права. 369
К вопросу о предмете финансового права. 377
К соотношению понятий "финансовая деятельность" и "управление финансами". 395
Финансовые правоотношения договорного типа. 403
Критерии формирования системы финансового права. 412
Отдельные проблемы применения финансового права. 421
Принцип определенности налогообложения и его значение для судебной
практики. 423
Совершенствование финансовых отношений недропользователей с государством. 432
Правовые парадоксы, или Закон о трансфертном ценообразовании. 437
Государство как субъект налоговых отношений. 453
Список основных работ А. И. Худякова. 463


Возможно, Вас так же заинтересуют следующие издания:
  • Покачалова Е.В.

    "Система финансов" и "финансовая система", "фонды денежных средств" и "финансовые ресурсы": проблемы их соотношения в современном финансовом праве и экономике &rarr

    Категория "финансовая политика", "финансовая деятельность государства" и "финансовые отношения" в контексте правовой и экономической наук &rarr

    Взгляд на новую финансовую политику в трудах Г.Я. Сокольникова &rarr

    Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского московского университета. За истекающее столетие, со дня учреждения января 12-го 1755 года, по день столетнего юбилея января 12-го 1855 года, составленный трудами профессоров и преподавателей, занимавших кафедры в 1854 году, и расположенный по азбучному порядку. Ч. 2 &rarr

    Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского московского университета. За истекающее столетие, со дня учреждения января 12-го 1755 года, по день столетнего юбилея января 12-го 1855 года, составленный трудами профессоров и преподавателей, занимавших кафедры в 1854 году, и расположенный по азбучному порядку. Ч. 1 &rarr

    Уголовное право как объект сравнительного правового анализа (в связи с трудами М.Д. Шаргородского) &rarr

    Влияние законодательства США и Европейского Союза и стандартов международных финансовых организаций на финансовую систему Российской Федерации &rarr

    Кредитный договор банка образец 1

    г.________________ «___» ___________20___г.

    (наименование кредитной организации)

    именуем __ в дальнейшем «Банк», в лице ____________________________________,

    действующего на основании _________________________________________________,

    (устава, положения, доверенности)

    с одной стороны, и ________________________________________________________,

    (наименование организации, Ф.И.О. гражданина)

    именуем __ в дальнейшем «Заемщик», в лице _________________________________,

    действующего на основании ____________________________, с другой стороны,

    заключили настоящий договор о нижеследующем:

    1.Предмет договора и обязанности сторон

    1.1. Банк обязуется предоставить Заемщику в ___________ году краткосрочный кредит в сумме ________________ тыс. рублей, который используется Заемщиком по своему усмотрению в течение всего периода действия настоящего договора.

    Кредит предоставляется Банком Заемщику по настоящему договору сроком на три года, т.е. до 01.01.20___г. До указанной в настоящем пункте даты между заемщиком и кредитором должны быть произведены все взаиморасчеты в полном объеме.

    Заемщик обязуется возвратить сумму кредита не позднее срока, установленного п.1.1 настоящего договора, и уплатить проценты на нее.

    1.2. Сумма кредита перечисляется Банком на счет ________, открытый Заемщику в Банке, не позднее ______________ со дня заключения настоящего договора.

    Надлежащим исполнением обязательств обеих сторон настоящего договора будет считаться: для Банка – выполнение условий пункта 1.2 настоящего догора, а для Заемщика – пункта 1.1 настоящего договора.

    Банк взимает с Заемщика за пользование долгосрочным (краткосрочным) кредитом вознаграждение в размере __% годовых по основной сумме кредита (указанной в п.1.1 договора) и __% при возникновении просроченной задолженности по сумме кредита. Банк не вправе в одностороннем порядке увеличивать процентные ставки, установленные в настоящем пункте.

    1.3. Заемщик предоставляет Банку документы, необходимые для кредитования: необходимые расчеты и бухгалтерский баланс Заемщика за два последних отчетных периода.

    1.4. При наступлении срока погашения суммы кредита и уплаты процентов за ее пользование Заемщик перечисляет денежные средства в погашение суммы долга и уплату процентов платежными поручениями на расчетный счет Банка, указанный в разделе 6 настоящего договора.

    1.5 Настоящий договор вступает в силу в день его подписания Банком и Заемщиком. До завершения сторонами исполнения своих обязательств, вытекающих из настоящего договора, соответствующие условия договора сохраняют свою силу.

    получать от Заемщика отчеты, балансы и документы, подтверждающие его платежеспособность, а также обеспеченность предоставленных кредитов

    прекращать дальнейшую выдачу кредита, досрочно взыскивать выданные суммы кредита при любом нарушении условий настоящего договора, в том числе если Заемщик более двух раз подряд нарушает условия о погашении суммы кредита или процентов за пользование кредитом, предусмотренные разделом 3 настоящего догоовра, а так же в том случае, если Заемщик предоставил Банку подложные документы (они указаны в приложении к настоящему договору) для получения кредита

    при непоступлении средств в погашение ссуды и уплаты процентов за ее пользование в установленный срок взыскать ссуду с начислением по ней процентов инкассовым поручением в бесспорном порядке в соответствии с обязательством поручением. При этом проценты по ссуде взыскиваются с приложением мемориального ордера на суммы начисленных процентов за квартал

    понижать размер процентной ставки за пользование долгосрочным кредитом на __% до конца текущего года на остаток ссудной задолженности при досрочном возврате кредитов, подлежащих погашению в следующем году.

    2.2. Заемщик вправе:

    производить, с согласия Банка, досрочное погашение кредита платежными поручениями

    потребовать от Банка уплаты неустойки в размере штрафных санкций, уплаченных Заемщиком сторонним организациям за несвоевременные расчеты с указанными организациями, допущенные из за неполного и несвоевременного предоставления средств, обусловленных настоящим договором кредита

    досрочно расторгнуть договор с Банком, предупредив об этом Банк не позднее _______________, погасив задолженность по ссудам и уплатив проценты за пользование кредитом.

    3.Порядок расчетов сторон

    3.1 Банк обязан исполнить свое обязательство по предоставлению Заемщику кредита в соответствии с п. 1.2 настоящего договора посредством перечисления на расчетный счет Заемщика всей суммы кредита не позднее пяти календарных дней со дня заключения настоящего договора.

    3.2 Заемщик обязуется ежеквартально (не позднее 10 числа месяца, в котором истекает текущий квартал) осуществлять платеж на расчетный счет Банка в сумме ________________ – за погашение основного долга (кредита), в сумме _______________ – за погашение процентов в соответствии с п. 1.2 настоящего договора.

    3.3. Если Заемщик пропускает один раз срок, оговоренный в п. 3.2 настоящего договора о погашению платежей перед Банком (полностью по всей сумме платежа или не доплачивает ее полностью), то Банк вправе потребовать в следующем квартале оплаты процентов, установленных п. 1.2 настоящего договора, предусмотренных настоящим договором, при возникновении просроченной задолженности по сумме кредита.

    4.1. Споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении настоящего договора, будут по возможности разрешаться путем переговоров между сторонами.

    4.2. В случае невозможности разрешения споров путем переговоров, стороны передают их на рассмотрение в ____________ (указать место нахождения арбитражного суда).

    5.1. В случае, когда Заемщик не возвращает в срок сумму кредита, на эту сумму подлежат уплате в пользу Банка проценты за неправомерное пользование чужими денежными средствами. Размер процентов определяется существующей в месте нахождения Банка учетной ставкой банковского процента на день возврата суммы займа. Проценты уплачиваются со дня, когда сумма кредита должна была быть возвращена, до дня ее возврата Банку независимо от уплаты процентов на сумму предоставленного кредита, установленных в п.1.2 настоящего договора.

    5.2. Помимо уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами в случае невозврата в срок суммы кредита, Заемщик обязан возместить Банку убытки, причиненные нарушением условий настоящего договора, в части, не покрытой процентами за пользование чужими денежными средствами.

    6.Адреса и банковские реквизиты сторон

    Настоящий договор составлен в двух экземплярах на русском языке. Оба экземпляра идентичны и имеют одинаковую юридическую силу. У каждой из сторон находится один экземпляр настоящего договора.

    К настоящему договору прилагаются: ________________________________.

    Банк __________________________________________ М.П.

    Заемщик _______________________________________ М.П.

    Следующий вид договора, который мы представляем для рассмотрения,– это кредитный договор, условия которого предполагают его строго целевое назначение. В кредит по данному договору передается определенная денежная сумма, заемщик (предприниматель) обязан использовать ее на строго определенные (заранее оговоренные) цели или проекты. В случае, если предприниматель нецелевым образом расходует данные суммы денег, то ему договором устанавливается за это ответственность. Как и предыдущий пример договора, в предлагаемом варианте речь идет о разовом предоставлении кредита банком заемщику. Срок действия настоящего договора также будет краткосрочный.

    Предлагаемый договор будет содержать в себе несколько альтернативных пунктов, т.е. их содержание может быть различным, это связано со способами обеспечения по кредиту. Сам предлагаемый текст договора не будет содержать условий надлежащего обеспечения исполнения кредитного договора. Пункт альтернативного варианта будет приведен ниже после текста основного договора. В рассматриваемом договоре мы предложим вам два наиболее распространенных варианта обеспечения кредита,– это залог и поручительство.

    Об обслуживании привлеченных средств заёмщиков за счет организации межбюджетной казначейской ссуды

    На основании требований Бюджетного кодекса Республики Узбекистан [1], Законов Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете» [2] и «О внешних заимствованиях» [3], Постановления Президента Республики Узбекистан от 28 февраля 2007 года № ПП-594 «О мерах по дальнейшему развитию системы казначейского исполнения Государственного бюджета» [4], Казначейством Министерства финансов Республики Узбекистан и его территориальными подразделениями успешно реализуется порядок осуществления казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан, в части расчетов по бюджетным ссудам, государственному внутреннему и внешнему долгу и исполнения гарантий Республики Узбекистан с применением преимуществ Единого казначейского счета (далее — ЕКС).

    В финансовой структуре экономически развитых странах действует казначейское исполнение Государственного бюджета в сопровождении системы управления кредитными линиями и бюджетными ссудами. Наша страна имеет высокий рейтинг кредитоспособности и платежеспособности, все обязательства выполняются своевременно и в полном объеме.

    Однако в условиях мирового финансового кризиса и для предотвращения возникновения случаев непогашения некоторыми заёмщиками (субзаёмщиками) кредитов или бюджетных ссуд, по которым поручителями выступали местные органы государственной власти, возникла необходимость в научной разработке методологии и механизма реализации межбюджетной казначейской ссуды (далее — МБКС). В связи с этим, перед финансовыми органами возникла задача по бюджетному учету средств МБКС, используемой заёмщиками (и/или субзаёмщиками) для своевременного и в полном объеме обслуживания кредитных линий.

    Актуальность задачи состоит и в том, что бюджетными организациями и получателями бюджетных средств все шире привлекаются кредиты международных финансовых институтов, правительств и банков зарубежных стран, а также бюджетные ссуды. На финансирование этих операций в соответствии с Бюджетным кодексом направляются бюджетные средства из республиканского и местных бюджетов. Для учета поступления и расходования средств государственного бюджета, возникла необходимость в реализации программы по эффективному управлению МБКС в условиях казначейства.

    В настоящей работе описаны аспекты научной разработки и механизм управления МБКС с использованием ЕКС. В статье 111 Бюджетного кодекса Республики Узбекистан предусмотрено, что «Единый казначейский счет является специальным банковским счетом, управляемым Министерством финансов Республики Узбекистан (МФ), на который зачисляются доходы и другие поступления и с которого оплачиваются расходы бюджетов бюджетной системы». Целью данной работы является изложение научной разработки, а также предоставления, освоения, погашения, учета и отчетности МБКС в условиях казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан.

    При неравномерном или несвоевременном поступлении отдельных видов доходов в местные бюджеты или возникновении необходимости опережающего финансирования некоторых видов расходов из местных бюджетов в условиях казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан, появляется потребность в оперативном покрытии фактических краткосрочных кассовых расходов за счет средств, получаемых в виде бюджетных ссуд из вышестоящего бюджета.

    Для более качественного выполнения требований вышеуказанных нормативно-правовых актов Республики Узбекистан, а также в целях оперативного и эффективного покрытия фактических краткосрочных кассовых расходов местных бюджетов, считаем целесообразным, выделить краткосрочные МБКС. Для реализации указанных целей в условиях казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан, предлагаем следующие основные понятия:

    - временный краткосрочный (оперативный) кассовый разрыв местных бюджетов, сообщаемый территориальными подразделениями казначейства по согласованию с территориальными финансовыми подразделениями вышестоящему подразделению казначейства — это временный, в течение очень короткого диапазона времени, недостаток денежных средств, необходимых для осуществления территориальными подразделениями казначейства в срочном порядке наступивших очередных расходов с соответствующего казначейского лицевого счета (далее — КЛС). При этом кассовый разрыв местных бюджетов возникает в связи с несовпадением сроков поступления денежных средств и их расходования с соответствующего RKC

    - межбюджетная казначейская ссуда — внеплановая бюджетная ссуда, предоставляемая вышестоящим подразделением казначейства за счет временных свободных средств обслуживаемого бюджета нижестоящим казначейским подразделениям на основании положительного решения Рабочей группы или комиссии (далее — РК) вышестоящих финансовых органов по определению суммы и условий выделения МБКС

    - Сроки выделения и возврата МБКС — периоды времени, определяемые РК вышестоящих финансовых органов для осуществления перечисления и возврата МБКС (сроки выделения и возврата могут занимать от одной недели до трех месяцев)

    - РК вышестоящих финансовых органов по предоставлению МБКС — Рабочая группа или комиссия, создаваемая на основании приказа соответствующих финансовых органов и принимающая соответствующее решение о целесообразности предоставления МБКС и подотчетная в своей деятельности руководителю соответствующего финансового органа.

    При образовании фактического краткосрочного кассового разрыва бюджета Республики Каракалпакстан, бюджетов областей и города Ташкента, руководители управлений Казначейства по указанным регионам по согласованию с руководителями соответствующих финансовых органов, обращаются соответственно в Министерство финансов Республики Узбекистан с письменным запросом о предоставлении МБКС. В аналогичном порядке начальники отделений Казначейства по районам (городам) по согласованию с финансовыми отделами районов и городов обращаются с письменным запросом о предоставлении ссуды в управления Казначейства по Республике Каракалпакстан, областям и городу Ташкенту.

    Основанием для обращения с запросом на предоставление МБКС может являться несвоевременное поступление доходов в местный бюджет или необходимость опережающего финансирования расходов местного бюджета, при условии, что принятые меры не обеспечивают сбалансированности доходов и расходов соответствующего местного бюджета.

    К письменному запросу о предоставлении ссуды могут быть приложены:

    - подписанные руководством соответствующего территориального казначейского подразделения обоснованные расчеты потребности в МБКС

    - проект договора о получении МБКС

    - заявка на предоставление МБКС в двух экземплярах.

    Прилагаемые расчеты должны содержать подробный анализ причин образования временного фактического кассового разрыва и, в частности, включать в себя:

    — данные о фактическом исполнении местного бюджета с начала квартала текущего финансового года

    - сумму первоочередных расходов, предусмотренных в местном бюджете на соответствующий период, по типам, объектам, подобъектам расходов

    - сумма запрашиваемой МБКС и сроки ее погашения

    - подробный анализ причин образования временного фактического кассового разрыва, обоснование запроса, а также план мероприятий, обеспечивающих своевременный возврат МБКС.

    - подписанные руководством соответствующего территориального казначейского подразделения обоснованные расчеты потребности в МБКС.

    При необходимости вышестоящим финансовым органом, рассматривающим запрос и предоставляющим МБКС, может быть запрошена дополнительная информация и расчеты, необходимые для принятия решения.

    Все расчеты подготавливаются соответствующим территориальным казначейским подразделением совместно с финансовым органом в двух экземплярах, один из которых хранится в территориальном казначейском подразделении, а второй представляется в вышестоящий финансовый орган.

    Запросы о предоставлении МБКС, поступающие от нижестоящих подразделений казначейства в вышестоящие, рассматривают территориальные подразделения казначейства совместно с бюджетными отделами вышестоящих финансовых органов и вносят письменное заключение в территориальные РК по предоставлению МБКС соответствующих финансовых органов.

    В положительном заключении РК указывается предлагаемый к предоставлению размер МБКС, ее целевое назначение и сроки ее погашения.

    В отрицательном заключении указываются конкретные причины и основания, по которым МБКС не может быть предоставлена.

    На основании положительного заключения с резолюцией руководителя комиссии финансового органа, протокола с резолюциями членов комиссии, оформляется договор о предоставлении МБКС, между вышестоящим казначейским подразделением — предоставляющим ссуду и нижестоящим казначейским подразделением — получателем ссуды. Договор может быть оформлен как в бумажном, так и в электронном виде, с использованием электронно-цифровых подписей.

    Рассмотрение расчетов и обоснованных запросов на предоставление МБКС, а также принятие решений о выдаче или отказе в предоставлении МБКС осуществляется в течение периода, устанавливаемого руководителем соответствующего финансового органа.

    МБКС предоставляется путем перечисления средств из соответствующего КЛС местного бюджета мемориальным ордером в сроки, определенные договором на предоставление ссуды. Возврат МБКС производится денежными средствами, строго в сроки, определенные договором о предоставлении ссуды.

    Списание средств в погашение просроченной задолженности по МБКС, на основании инкассовых поручений, осуществляется после покрытия первоочередных расходов на выплату заработной платы работникам бюджетных организаций, начислений на заработную плату, выплату стипендий, пособий в целом по региону и т. д.

    В целях принятия соответствующих мер по безусловному выполнению прогнозных показателей по доходной части местных бюджетов, как по всем основным видам налогов, сборов, других обязательных платежей, так и в разрезе каждого региона, а также для своевременного и в полном объеме погашения межбюджетных казначейских ссуд, Отделения казначейства по районам (городам) после получения каждой ссуды, письменно информируют местные органы государственной власти (хокимияты) районов и городов, а также соответствующие финансовые и налоговые органы.

    Вышеизложенная научная разработка эффективного управления МБКС в условиях казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан апробирована с использованием ПК «Казначейское исполнение Государственного бюджета-4» с привлечением специалистов территориальных финансовых и казначейских подразделений.

    На основании полученных научных результатов и апробаций по эффективному управлению МБКС, рекомендуются:

    - научные аспекты по организации управления средствами заимствований бюджетных организаций и получателей бюджетных средств в условиях функционирования казначейства

    - научно обоснованный механизм открытия, ведения и закрытия КЛС в ПК «Казначейское исполнение Государственного бюджета-4» для отражения финансовых операций по освоению, целевому использованию и своевременному обслуживанию МБКС

    - научная методика организации бухгалтерских операций и бухгалтерского учета в ПК «Казначейское исполнение Государственного бюджета-4»

    - механизмы предоставления, учета, погашения и контроля привлеченных средств бюджетных организаций и хозяйствующих субъектов и другие.

    Заключения и рекомендации нашего научного исследования могут быть широко внедрены в соответствующих финансовых и казначейских подразделениях при обслуживании бюджетных ссуд и кредитных линий. Успешная реализация нашей разработки позволит значительно усилить контроль над целевым использованием и качественным обслуживанием МБКС, обеспечить эффективное управление финансовыми ресурсами нашей страны.

    1. Бюджетный Кодекс Республики Узбекистан. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 26.12.2013г. № ЗРУ-360. // «Собрание законодательства Республики Узбекистан», 31 декабря 2013 года, № 52 (I).

    2. Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г. № 9, ст. 142.

    3. Закон Республики Узбекистан «О внешних заимствованиях». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г. № 9, ст. 126.

    4. Постановление Президента Республики Узбекистан от 28 февраля 2007 года № ПП-594 «О мерах по дальнейшему развитию системы казначейского исполнения Государственного бюджета». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г. № 9–10, ст. 82.

    Похожие статьи

    Источники:
    velib.com, lawlibrary.ru, www.depositvklad.ru, moluch.ru

    Следующие статьи:




  • 27 мая 2018 года
    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения



    Популярные статьи:

  • Потребительский кредит в сбербанке (просм 695)
  • Займы переводом контакт решение онлайн (просм 195)
  • Деньги в долг донецк днр (просм 175)
  • Светлана патинова деньги в долг (просм 162)
  • Кредит без первоначального взноса (просм 159)
  • Что говорить когда даешь деньги в долг (просм 155)
  • Краткосрочная ссуда банка актив или пассив (просм 146)

  • Последние материалы:

  • Кредит наличными в орле
  • Кредит наличными в омске
  • Кредит наличными в новосибирске по 2 документам
  • Кредит наличными с низкой процентной ставкой
  • Кредит наличными в санкт петербурге
  • Кредит наличными в запорожье
  • Кредит с плохой кредитной историей срочно